Презентация на тему: "Лексика и фразеология 5 класс Учитель Гузенкова М.Н."





  • Слайд 1
    Лексика и фразеология 5 класс Учитель Гузенкова М.Н. Лексика и фразеология 5 класс Учитель Гузенкова М.Н.
    Слайд 2
    По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название 1) Образное использование прилагательных - ___________________ 2) Свойства челов По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название 1) Образное использование прилагательных - ___________________ 2) Свойства человека переносятся на неодушевлённый предмет- _________________________________________ _____________________ 3) Скрытое сравнение - _______________________________________ 4) Один предмет сравнивается с другим - _______________________
    Слайд 3
    Укажите в таблице номера примеров, соответствующих данным тропам. а) пропитались солнцем б) серебряные росы в) улыбнулись берёзки г) зеркало затона д) Укажите в таблице номера примеров, соответствующих данным тропам. а) пропитались солнцем б) серебряные росы в) улыбнулись берёзки г) зеркало затона д) задремали звёзды е) листья, как ладошки ж) золотой дождь Эпитетолицетворениеметафорасравнение
    Слайд 4
    Прочитайте диалог из Интернет-чата. Проведите наблюдение за особенностями лексики участников чата. Сравните диалог в чате с обычным диалогом. Могучий Прочитайте диалог из Интернет-чата. Проведите наблюдение за особенностями лексики участников чата. Сравните диалог в чате с обычным диалогом. Могучий Мук. Привет, пацаны и девчонки! Как делишки? Принцесса. Проснулся, наконец-то…Чмоки-чмоки… Том. Приклеивайтесь к теме: чо под ёлкой нашли 31-го? Могучий Мук. Родичи комп. игры подарили. Зашибись!!!!!! Принцесса. Прикольно, но не греет. Том. Всех греет, тебя нет. Ты неправильная девчонка! Принцесса. Меня новый сотик греет. Могучий Мук. Сотик с накрутками? Принцесса. Ес, ес, ес… Том. Японскую музычку прокачаешь? Принцесса. О кэй!!!!
    Слайд 5
    Восстановите лингвистический текст и перескажите его. Есть такие слова, лексическое значение которых позволяет объединить их в особые группы. С и н о Восстановите лингвистический текст и перескажите его. Есть такие слова, лексическое значение которых позволяет объединить их в особые группы. С и н о н и м ы - слова одной части речи, которые______________ __________________________________________________ ____________ Синонимы могут отличаться ____________________________________ или употреблением ___________________________________________ А н т о н и м ы - слова одной части речи _________________________ __________________________________________________ _____________ О м о н и м ы – слова, одинаково __________________________________ __________________________________________________ _____________
    Слайд 6
    Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним. 1. Они помогают улучшить Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним. 1. Они помогают улучшить зрение; служат для опре­ деления победителя. 2. Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой. 3. Она пуще неволи; если на неё ехать, то не надо собак кормить. 4. Эта одежда украшает; солдат получает его вне очереди.
    Слайд 7
    Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним. 5. Его готовят из молока Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним. 5. Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи. 6. Её мы можем видеть на лице; ее можно подвести (подложить) под кого- нибудь (что-нибудь); на ней можно подорваться.
    Слайд 8
    Самостоятельная работа 1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами: мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок, сынок, м Самостоятельная работа 1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами: мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок, сынок, мальчуган, ученик. 2. Подберите два-три синонима к данным словам: блестеть, сердитый (1 вариант); хорошо, смелый (2 вариант). 3. Запишите пары антонимов-существительных, антонимов- прилагательных, антонимов-глаголов (по одной паре слов каждой части речи). 4. Выпишите из данных пар слов те, которые являются лексическими омонимами: тонкая спица – хорошо спится, халат из атласа – географический атлас, широкий луг – горький лук, тушить овощи – тушить свет.
    Слайд 9
    Отгадайте профессию по данным спискам: 1) диагноз, реанимация, пинцет, скальпель ________________________ 2) подрамник, мольберт, холст, палитра _____ Отгадайте профессию по данным спискам: 1) диагноз, реанимация, пинцет, скальпель ________________________ 2) подрамник, мольберт, холст, палитра __________________________ 3) счётчик, вилка, проводка, электрощит _________________________
    Слайд 10
    Вставьте пропущенные буквы. Проведите морфемный разбор выделенных слов. Подчеркните профессионализмы. Опас_ное заб_левание, зн_менитый зо_парк, ж_вопи Вставьте пропущенные буквы. Проведите морфемный разбор выделенных слов. Подчеркните профессионализмы. Опас_ное заб_левание, зн_менитый зо_парк, ж_вопис_ная мес_ность, кин_варь, нарц_сс, тяж_лый рю_зак, радос_ное ож_дание, обн_вить наря_, д_лёкий г_ризонт, кор_ектор, ре_нимация, ин_екц_я, ув_дать от жары, тен_истая ал_ея, п_хучая жи_кость, пощ_дить чу_ства, чес_ный п_ступок, д_алектизмы, профес_ионализмы, к_менистый бере_.
    Слайд 11
    Прочитайте описание героев картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Подчеркните все устаревшие слова, использованные в сочинении. Правиль Прочитайте описание героев картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Подчеркните все устаревшие слова, использованные в сочинении. Правильно ли они употреблены? Иван-царевич с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке от преследователей. На фоне мрачного леса ярко выделяется сказочная одежда героев. Иван-царевич одет в светло-коричневый яхонт, подпоясанный синим кафтаном. На его голове сафьяновая шапка, на ногах – голевые сапоги. За спиной висит шпага в ножнах. На Елене Прекрасной надето голубое парчовое платье с золотой каймой и яхонтовым пояском. На ногах – вышитые золотыми нитками сапожки. Голову царевны украшает расшитый драгоценными камнями кушак, на шее – червлёные бусы из скатного жемчуга. Исправьте ошибки: зачеркните неверно употреблённые устаревшие слова и напишите сверху подходящие по смыслу слова.
    Слайд 12
    Восстановите лингвистический текст и перескажите его. Большинство слов родного языка являются общеупотребительными. Словами ограниченного употребления Восстановите лингвистический текст и перескажите его. Большинство слов родного языка являются общеупотребительными. Словами ограниченного употребления являются _____________________________________________________ ________________________________________________________ ______ Слова, вышедшие из живого употребления называются ________________________________________________________ _____. Ф р а з е о л о г и я – раздел _______________________, который изучает __________________________сочетания - __________________. Они придают речи образность и выразительность. Происходит это потому, что слова в таких сочетаниях употребляются в ______________________________ значении.
    Слайд 13
    3 Представьте, что вы прогуливаетесь по волшебному городу Лексика. Познакомьтесь с его улицами, парками, домами. Изучите все вывески и афиши. Объяснит 3 Представьте, что вы прогуливаетесь по волшебному городу Лексика. Познакомьтесь с его улицами, парками, домами. Изучите все вывески и афиши. Объясните, как в названиях кафе, магазинов и улиц отразилось богатство и разнообразие лексики русского языка.
    Слайд 14
    Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в городе Лексика. Ответьте на следующие вопросы: В каких домах живут иноязычные слова? Запишите их номера Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в городе Лексика. Ответьте на следующие вопросы: В каких домах живут иноязычные слова? Запишите их номера. _______________1, 2,3, 5, 6,8______________________________________________ На какой улице живут омонимы? Улица предлогов_____________________________________________________________ Где живут устаревшие слова? 1, Ямщицкий переулок____________________________________________________________ Укажите адрес синонимов. ПАРК Радости и веселья_____________________________________________________________ Где живут антонимы? _________________________________7;____________________________ Запишите место проживания разговорной и просторечной лексики. 10_____________________________________________________ ______________________________________________________________
    Слайд 15
    Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средс Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса. Со нце спряталось за ситцевой Зан вескою небес Ч рно-бурою лисицею Под г рой улёгся лес. Д. Кедрин.
    Слайд 16
    Ул тают птиц.. за м ре Миновало время жатв На х л дном сером мраморе Листья ж лтые лежат. Д. Кедрин. Ул тают птиц.. за м ре Миновало время жатв На х л дном сером мраморе Листья ж лтые лежат. Д. Кедрин.
  • Слово Яхонт: Значение слова Яхонт

    Что означает слово Яхонт: Анаграммы для слова Яхонт: Русское слово
    Яхонт.
    http://poiskslov.com/word/%D1%8F%D1%85%D0%BE%D0%BD%D1%82/







    Источник: http://www.myshared.ru

    Презентация на тему: "Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки. 1. Дельта1. 2. 2. Высокий тростник в Египте, из которого."

    Слайд 1 Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.
    Контакты